Начало История
Песни
Лица
История

Вступление

1978-1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

...

2007

Новости
Переписка
Каталог
Кормильцев



1990. Второе дыхание наугад

1. Новый состав, новые идеи, новый звук

ooo

Зима-весна - 90. Дебют в Берлине, концерты в Свердловске, тур по Прибалтике

__Несмотря на то, что по итогам 89-го года "Наутилус" занял второе место в хит- параде ТАСС, популярность группы начала идти на убыль. Для широких масс не осталось незамеченным то обстоятельство, что в течение целого сезона группа не дала ни одного живого концерта. Как следствие в итоговом хит-параде украинской "Молодой гвардии" "Наутилус" был назван "разочарованием года", а в "Московском комсомольце " разочарованием года- 2".

__Тем временем ситуация внутри группы в очередной раз изменилась. На этот раз в лучшую сторону. Бутусов оперативно набирает новый состав, полностью состоящий из ленинградских и московских музыкантов: Игорь "Гога" Koпылов (экс- "Петля Нестерова") - бас, Александр Беляев (экс-"Телевизор") - гитара, Игорь "Джавад" Джавад-заде (экс-"Арсенал") - ударные. Потенциал и перспективы этого проекта являлись загадкой для многих - уж слишком разную музыку играли дебютанты группы до своего прихода в "Наутилус". И если с Джавадом все было более или менее ясно - один из лучших барабанщиков страны, появившийся в группе "по наводке" Кинчева, мог сыграть практически любой ритмический рисунок, то Беляев и Копылов в своих прежних проектах ориентировались на музыку, имевшую очень мало общего с тем, что делал до этого "Наутилус". Вспоминает Игорь Копылов:

__"Мне тогдашний "Наутилус" дико не нравился. В первую очередь - из-за допотопного звучания клавиш. В "Петле Нестерова" мы минимальным составом из трех человек уже давно перестроились на гитарную музыку и ничего другого просто слушать не хотели. Уж очень сильно достала массовая депешмодовщина вокруг. Ещё недолюбливал переизбыток "тарелок" - хотелось побольше "мяса" и драйва".

__Вскоре выяснилось, что к новому звуку стремился и Бутусов: "Я уже давно хотел внести в саунд группы новые краски. В начале восьмидесятых для меня толчком послужила "новая волна" как форма. Теперь меня больше привлекают монстры - "Роллинг Стоунз", Игги Поп, Лу Рид.

__В январе у группы появилась возможность записать несколько песен в Москве в ДК Горбунова. К этому времени "Наутилус" успел отрепетировать с полдесятка композиций - совсем свежие "Музыка на песке", "Как падший ангел", "Родившийся в эту ночь" и несколько старых - в частности, "Бриллиантовые дороги" и "Тихие игры". Они и были зафиксированы на пленку - с помощью еще одного музыканта "Арсенала'' Льва Орлова (сына диссидента Орлова, много помогавшего Сахарову), подыгравшего группе на гармошке. Долгое время оригинал этой 20-минутной демо-записи считался утерянным, пока рулон с пленкой не был случайно обнаружен Бутусовым у себя дома в процессе субботника.

__В феврале новый "Наутилус" дебютировал на фестивале в Восточном Берлине. По воспоминаниям Бутусова, это был один из последних фестивалей " социалистического духа ".

__Идея восстановления единой Германии тогда главенствовала настолько, что все остальное уже не имело значения. Новая программа находилась еще в достаточно сыром состоянии, и была определенная логика в том, чтобы ее обкатка состоялась вдали от дома. Но желаемого смотра сил не получилось. Практически без настройки "Наутилус" отыграл четыре песни - в условиях, максимально приближенных к боевым. Вокруг царила суета, музыкантов постоянно било током, коротили шнуры, фонили динамики. На последней композиции у Беляева порвалась струна, и песню пришлось доигрывать втроём: барабаны-гитара-бас. В такой хаотичной обстановке прошло первое живое выступление группы.

__Меньше чем через месяц "Наутилус" приехал в Свердловск, где дал три сольных концерта и принял участие в фестивале местного рок-клуба. Новая программа охладила пыл публики не хуже ушата холодной воды или дубинок выстроившегося у сцены оперотряда. Концерт начался с барабанного соло Джавада. Он появился на сцене в платке, в темных очках, коротко стриженый и стартовал с барабанной интродукции на двух "бочках", с применением четырех альтов, октабанов, тома, штук шести "тарелок", целой батареи "лайн-бэллов". Затем барабанное соло плавно совместилось с эффектным басовым риффом Копылова, и группа начала играть "Отход на Север", измененный до неузнаваемости и доведенный до предела безысходности. Свердловские зрители были в растерянности - перед ними стоял абсолютно другой "Наутилус", который связывали со старым лишь тексты Ильи Кормильцева и вокал Вячеслава Бутусова. Это был принципиально иной подход к звуку и к построению композиции. В новой музыке не было слащавости и кича, не было традиционного тандема "клавиши-саксофон", куда-то пропала былая помпезность. Взамен появился скрытый нерв, внутренний надрыв, жесткая гитарная динамика, заструктурированная в сложные ритмические рисунки. Окончательный итог отрыву от народа и от минувших идеалов подчеркнуло выступление "на бис", во время которого вместо привычного "Гуд бай, Америка" нежданно-негаданно прозвучала битловская "I Love Her". Прогнозировать, чего можно ожидать от такой группы в ближайшие недели или месяцы, пожалуй, не мог никто. В этот самый момент на "Наутилус" обрушилось с небес приглашение в Америку.

ooo

Прощание (1989)
Russians are coming! "Наутилус" в Нью-Йорке